
Саморазвитие и рефлексия.
Завтра я буду немного лучше чем сегодня. Меняясь, я делаю мир вокруг себя лучшее. Моё развитие – возможность и условие развития другого человека. В Монтессори школе делаем то, что создает возможности для развития друг друга. Не принимаем решения раз и навсегда, периодически обсуждаем их с точки зрения того, как они работают и к чему ведут; если не работают, совершенствуем или отменяем.

Искренность и открытость
Не обманываем и не обманываемся, не лицемерим, не сплетничаем, не говорим о человеке «за глаза». Говорим прямо и откровенно. Конфликты разбираем, а не замалчиваем.

Сотрудничество и забота.
Свои проблемы решаем как общие, а общие как свои. Каждый за всех, а не каждый сам за себя. Заботимся друг о друге. Помогаем, когда просят, предлагаем помощь, выручаем и заменяем друг друга, когда это необходимо. Работаем сообща.

Самостоятельность
Действуем сами, не ждем указаний. Учимся понимать, что нужно делать и делаем это. Работаем по совести. Не получается – просим помощи, не готовы делать – говорим об этом. Не берем, то, что не готовы взять. Не саботируем.

Бережливость
Бережем друг друга. Бережем время, не расходуем его впустую. Стараемся оптимизировать задачи в нашей Монтессори школе так, чтобы они требовали минимально возможных ресурсов. Используем свои сильные стороны. Не хватаемся за то, что заведомо не сможем сделать хорошо.

Доверие
Каждый новый член команды получает наше доверие и огромную ответственность. Родители доверяют нам детей, мы доверяем друг другу. Дети доверяют взрослым, взрослые — детям. Без доверия совместная работа невозможна.

Радость
Работа приносит нам радость — мы находим новых друзей, достигаем новых высот, получаем новый опыт. Если вы не получаете от работы удовольствия на каком-то уровне, вы будете несчастливы. Нам это не нужно. Мы хотим, чтобы вы хорошо работали, любили то, что вы делаете, и радовались. Только счастливый взрослый может вырастить счастливого взрослого. Мы хотим чтобы дети с радостью приходили в школу и не испытывали разочарований.
Особенности подхода в Монтессори школе-саде

В школе нет уроков и сведены к минимуму форматы, предполагающие «трансляцию знания» от учителя к ученику. Дети учатся самостоятельно. Запускают этот процесс: удивление, открытие, игра, приключение, трудность, творчество, пример взрослого и самоуправление.
- «Учение через удивление»: учимся видеть неожиданное, удивительное, интересное, значимое в самых обыденных вещах. Неумение удивляться — это неумение учиться.
- «Учение через открытие» — изучаем что-то путём работы с материалами в среде, а не из объяснений учителя; там, где это возможно – через исследования. Ценно то, до чего дошел сам, а не то, куда привели.
- «Учение через игру» — учимся, играя, используем игровые методы, настольные и подвижные игры.
- «Учение через приключение» – учимся, затевая разные дела, от небольших дел до больших событий, каждое из которых становится образовательным путешествием, приключением, настоящей жизненной историей. Главные враги учения – скука и бессмысленность.
- «Учение через преодоление трудности» — учиться не должно быть легко. То, что досталось легко — не имеет ценности. Мы ценим то, что получили, приложив усилие. Преодолев трудности…
- «Учение через творчество» — мы учимся, решая творческие задачи, придумывая способы решения таких задач, действуя нестандартным способом, выходя за рамки привычного. Мы учимся, выражая результаты учения в своих творческих работах: текстах, рисунках, поделках. В целом – вообще создавая что-то руками.
- «Учение через личный пример» – взрослый в учебном пространстве учится вместе с детьми, совершая открытия, удивляясь, играя, затевая что-то и преодолевая трудности.
- «Учение через самоуправление» — ребенок выбирает: тему, способ работы, продолжительность работы, рабочее место. Сам (при помощи автодидактического материала) оценивает результат, сам планирует дальнейшую работу (берет задание, а не ждет когда его «дадут»), ведет учет своих достижений, анализирует свое продвижение.
Результат обучения в начальной Монтессори школе одной фразой:

Счастливый, активный, позитивный, креативный, интересующийся учением, умеющий преодолевать трудности и учиться самостоятельно ребенок, в полном объеме освоивший программу начального общего образования.